Канонерская лодка Гиляк 1:200 (Бумажное Моделирование 132)

Паперові моделі цивільних та військових кораблів

Модератор: Михаил Орёл

Re: Гиляк - тема для восстановления

Сообщение dmalyshkin » 11 мар 2017, 19:25

Эпиграф: "Все меньше и меньше, и меньше..."

В предыдущей модели (крейсер Богатырь) я, оценив свои силы, делал из бумаги только орудия калибром 75 мм и более. Для 47-мм пушек были использованы точеные стволы.
В этой же модели, основываясь на опыте и результатах сборки мелочевки, решил попробовать собрать всю артиллерию из бумаги.

Итак, следующими на очереди были 47-мм пушки Гочкиса.

Довольно быстро выяснилось, что аккуратно склеить конус ствола на цилиндрических оправках типа "хвостовик сверла" никак не получится. Во всяком случае -- не у меня.
Имеющаяся конусная оправка была выточена для сборки стволов 152 и 75 мм орудий, и была явно крупновата.
Потому, как и в прошлый раз, взял шуроповерт (он изображал из себя патрон токарного станка) и точило (соответсвенно -- резец),
и из подходящей булавки диаметром 0.8 мм на глаз (а он у меня -- почти алмаз :)) выточил оправку под будущие стволы:

Изображение

Следующим моментом было то, что на диаметрах меньше 1 мм даже тонкая бумага начинала слоиться. Решил ей в этом не мешать, а даже наоборот.
В результате удалял отслоившийся внутренний рулончик, который составлял, прикидочно, до 2/3 толщины бумги.
Получалась тончайшая шкурка, которую страшно было брать в руки, а пинцет просто давил ее при попытке взять. Но ничего, на оправке она вполне склеивалась. :)

При попытке приклеить боковые компрессоры выяснилось, что рук у меня явно недостаточно.
Зажал в мини-тисках оправку-булавку, насаживал на нее ствол внатяг, чтобы не болтался, насаживал компрессор на хвостовик сверла, прикладывал сверло параллельно стволу и таким макаром приклеивал.
Получилось как-то вот так (надо было хоть что-то для масштаба в кадр положить -- забыл, в общем -- полная длина ствола около 1 см, а точнее 10.5 мм):

Изображение

Стволы и основания вместе пока не собирал -- жду резку.

Изображение

Это была позитивная часть.
К сожалению, есть и негативная. И неожиданно много для столь простой и незамысловатой деталюшки...

Во-первых, внутренний диаметр казенной части ствола оказался больше самого ствола. Много больше. Хорошо, что я заметил это до склеивания.
В результате деталь 105f подрезал примерно на 0.3-0.4 мм по ширине. Учитывая размеры детали -- это много. Если бы клеил как есть -- детали ствола не сошлись бы совсем.

Во-вторых, основание. Как можно заметить на фото, пирамида имеет почти такой же размер, как и квадратик внизу (которого, кстати, почти и не видно в результате).
Странно, не правда ли? А вот как это должно выглядеть по инструкции:

Изображение

А вот так дано в развертках:

Изображение

Видимо, линейка не той системы...
Аватара пользователя
dmalyshkin
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 12 авг 2015, 16:03
Откуда: Omsk, Russia

Re: Гиляк - тема для восстановления

Сообщение dmalyshkin » 11 мар 2017, 19:37

Что-то последнюю неделю лень было заниматься кораблем. Но есть польза от сериалов в том, что зрители ждут продолжения в условленный день и час, и, соответственно, остатки совести вяло пытаются заставить остальной организм работать. :)

В общем, на выходных немного поразвлекался с 37-мм пушками Гочкиса.

Первым обращает на себя внимание ствол. Тут он рядом с разверткой ствола 47-мм пушки. Довольно прикольно смотрится, правда? Такой жирненький, откормленный стволик. :)

Изображение

Но на всякий случай решил сначала сверить с чертежами, вдруг, он и правда такой толстый был. Посмотрел по своим записям и обнаружил, что обе эти пушки есть на чертеже броненосца "Петропавловск" издательства Гармашева:

Изображение

Хм. У обоих орудий стоит подпись -- "М 1:50". Стало еще веселее. Судя по этим чертежам, в артиллеристы 47-мм орудий явно подыскивали баскетболистов.
Это скан первого издания. У меня есть оригинал второго издания (2009 года), исправленного и дополненного. Увы, могу вас заверить, там картина совершенно такая же. Расположение 47-мм орудия на листе было исправлено, а вот его размеры -- почему-то нет.
Так что, не стоит верить надписям на чертеже типа "М 1:50" -- они ровным счетом ничего не значат. А то, вон, Долбичкин А.А. поверил -- и теперь на модели Богатыря 75-мм орудия на 20-25% крупнее, чем положено.

Но есть и еще один чертеж тех же Полтав, причем в свободном доступе, выполненный А.Логиновым. Размер изображения с предыдущим чертежом сводил по длине ствола 37-мм орудия.

Изображение

Уже больше похоже на правду. Вот только, если измерять по длине ствола (842 мм для 37-мм и 2048 мм для 47-мм соответственно), то 47-мм пушке и тут досталось -- ствол короче примерно на 3.4%...

Впрочем, что-то я отвлекся. Если верить чертежам -- ствол 37-мм пушки склонностью к обжорству не отличался и был даже несколько тоньше своего 47-мм собрата (что, наверное, вполне логично).
Можно, конечно, предположить, что автором имелись в виду 63-мм пушки Барановского, установленные на мостик в Порт-Артуре (если верить тексту из МК). Но тогда, во-первых, зачем они даны и в белой версии. А во-вторых, у пушек Барановского ствол совершенно другой.

В общем, нож в руки и развертки ствола были подвергнуты безжалостной пластической операции по удалению излишков.
Дырка (или, пардон, отверстие) в казенной части меня тоже не слишком устроила, залил ПВА и закрасил.
На заднем плане -- классическое бревно из спички.

Изображение

Следующим элементом была тумба. Не знаю как другие, но я ничуть не удивился, когда собрал ее и обнаружил, что ни вертикальный штырь (дет.160b) в нее не впихнуть, ни сама она на отведенное ей место на площадке (дет.160e) не помещается. Видимо, в этот раз циркуль был не той системы.

Пришлось заняться самолечением, вернее липосацией. Поскольку лечится, ой, учиться работать в 3D редакторах мне было лень, то разворачивал руками, понадеявшись на свой глаз-алмаз. Получилась примерно следующее (красное -- мое, черное -- исходное).

Изображение

К сожалению, оказалось, что алмаз из моего глаза совсем никудышный, и на макро-снимке результата я увидел подлые громадные щели. Оригинальный же вариант своей откормленной тушкой сел на постамент вполне прилично. Оно, конечно, учитывая размеры детали, в реале почти незаметно, но я-то знаю, что накосячил... В общем, не уверен, что в таком варианте постамент доживет до финальной сборки.

Изображение

Да, приклад и крепление ствола пока не делал -- жду резки.
Аватара пользователя
dmalyshkin
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 12 авг 2015, 16:03
Откуда: Omsk, Russia

Re: Гиляк - тема для восстановления

Сообщение dmalyshkin » 11 мар 2017, 19:43

Эпиграф: "Первым делом, первым делом -- пулеметы..."

Продолжая работу над орудиями, плавно перешел к самым мелкокалиберным -- пулеметам.
Как кто-то сказал, пулеметы -- это изюминка Гиляка, т.к. были впервые установлены именно на нем. Поэтому хотелось сделать их более-менее похожими на правду.

Увы, разработка пулеметов в модели не блещет ни копийностью, ни даже удобством сборки. Автор предлагает собрать нечто вот такое:

Изображение

Мне оно не понравилось с первого взгляда. Стал дорабатывать. Доработок на такую мелкую детальку оказалось неожиданно много. Да и вообще, что-то много они (пулеметы) моей кровушки выпили, что-то сложно они мне дались. Причем, один пулемет я так еще и не доделал -- сломал частично на полпути, теперь из запаса буду собирать.

Ниже список того, что я посчитал нужным исправить:

Ствол. Если делать изжурнально, то получится диаметр примерно 1.1 мм (с учетом толщины бумаги). Явно много. Более того, совершенно не влезет в отверстие, предусмотренное в щите. Возможно, и тут Пи слишком велико было...
Уменьшил. Увы, как оказалось -- недостаточно. У меня получилось 0.7-0.8, а надо бы 0.5-0.6 мм в масштабе.
Длина ствола какая-то несуразная. Если это весь ствол, с учетом казенной части, то его мало. Опять где-то "миллиметр потерялся" (с) Кустов. Если же это только цилиндрический кожух -- то, наоборот, миллиметр с гаком лишний. Я решил, что второе -- потому обрезал.
Казенная часть зачем-то дана странной изогнутой конструкцией вокруг ствола. Ну неужели автор не видел пулемет Максим?! Ну, не поверю же!
Во-первых, казенная часть более узкая, чем кожух ствола. Во-вторых, она прямоугольная не только снизу, но и сверху. В-третьих, она несколько больше по высоте и заметно выступает снизу. Вот примерно так:

Изображение

И в-четвертых, зачем пытаться сделать объемную деталь, сгибая ее из тонкой бумаги? Гораздо проще использовать имеющееся свойство бумаги (обычно вредное) -- толщину. Два слоя плотной бумаги как раз дадут около 0.5 мм. Вырезать прямоугольник из склеенной вдвое бумаги -- совершенно не проблема, и это намного технологичной предложенной в журнале изогнутой накладки на кругляшку.
В общем, сделал из запаса черного цвета (пустил на это оконные накладки :))
- Открытый дульный срез мне категорически не понравился. Залил каплей ПВА, вставив в нее кусочек 0.2 мм проволоки, имитирующей собственно ствол. Уж очень это характерная деталь данного пулемета, без нее ну совсем никакого вида.
- На всех фото хорошо заметен ящик (очевидно, для воды, которой охлаждается ствол). Почему его нет в модели -- загадка. Сделал из двух слоев бумаги.
- Тренога пулемета зачем-то напечатана на плотной бумаге. Увы, изогнуть ее ровно у меня совершенно не получилось. Переделал из тонкой. Причем, сделал из двух частей -- продольной и поперечной, склеенных друг с другом. Вырезать такой ажурный крестик мне совсем не хотелось.
Кстати! Эта деталь ну прямо просится быть в травлении. Травленка и гнется хорошо, и форму держит, и пожесче будет, чем тонкая бумага. Видимо, именно поэтому этой детали там (в травлении) и нет.
- Авторский пулемет почему-то висит в воздухе, держится только на щите. Мелочь, но тоже решил исправить. Скрутить такую тонкую трубку у меня не получилось (видимо, исчерпал я лимит на условно-аккуратно скрученные микро-трубки), сделал параллелепипедным из двух слоев бумаги.
- Добавил еще одну характерную деталь -- рукоятки. Согнул (с матами-перематами, попытки с 10-ой) из проволоки 0.1мм. Мне почему-то показалось, что удобнее (и аккуратнее) будет обе ручки сделать одной деталью.

В общем, результат ниже.

Изображение
Изображение
Изображение

В принципе -- я доволен. Пулемет вполне узнаваем, и даже немного похож на оригинал. Кожух ствола, правда, явно толстоват -- маловато я его подрезал.
Учитывая размеры пулемета (полная длина 6.5 мм от дульного среза до конца ручек) -- моими руками аккуратнее и лучше уже вряд ли сделать получится.
Ну, и не могу удержаться от пары сравнений:
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение
Аватара пользователя
dmalyshkin
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 12 авг 2015, 16:03
Откуда: Omsk, Russia

Re: Гиляк - тема для восстановления

Сообщение dmalyshkin » 12 мар 2017, 00:41

Эпопея с вооружением еще не закончена. Гиляк -- вооруженный до зубов корабль, и пулеметов у него аж целых два.

Так что, пришлось, скрипя зубами, садиться и делать второй. После нескольких часов кропотливой работы, множества матов по поводу раз за разом улетающих в неизвестном направлении невесомых проволочек, нескольких ползаний по полу в поиске мелких обрезков бумаги, являющихся наиархиважнейшими детальками, второй экземпляр редкой на кораблях РИФ РЯВ зверюшки под названием пулемет системы Максима был таки готов! Теперь, как говорится: два пулемета -- пара. Прошу любить и жаловаться. :)

Изображение
Изображение
Изображение

На этом, собственно, увы, мои успехи за прошедшую неделю и заканчиваются. Аж самому смешно от собственной производительности.

Впрочем, было еще одно радостное событие. Пришла лазерная резка от Андрея:

Изображение

Так что в следующих сериях будет досборка недоделанных пушек и прочее тестирование резки. Процесс, впрочем, грозит затянуться до поздней осени в связи с неумолимо надвигающимся отпуском.
Аватара пользователя
dmalyshkin
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 12 авг 2015, 16:03
Откуда: Omsk, Russia

Re: Гиляк - тема для восстановления

Сообщение dmalyshkin » 12 мар 2017, 00:48

Эпиграф: "Мы резали, резали и, наконец... порезались"

Начал тестировать резку. Первое, что оказалось (вернее, еще раз подтвердилось) -- я совершенно не умею красить. Так что, максимальное число деталей буду пробовать делать без резки. Особенно это касается книц.

Неприятный сюрприз доставил белый цвет. Во-первых, почти невозможно попасть в тон. Во-вторых, обычных пары слоев совершенно недостаточно. Картон, хоть и белый, но все равно сохраняет сероватый оттенок. Надо класть слоев 5 минимум. А если краска густовата -- то получается мазня... По крайней мере -- у меня.

За время тщательного осмотра и осмысления полученных результатов накопилось уже более десятка замечаний и доделок. Поскольку память дырявая, то тщательно записываю, чтобы не получилось так же, как с щелью у спонсона Гиляка -- и на тесте чернеет, и в печать пошла.

В принципе, существенных замечаний пока не выявлено, в основном -- доделки того, что второпях решил не рисовать. Но есть один хит (вернее, ляп!) сезона -- я умудрился приклад 47-мм пушки нарисовать зеркально! "Пипец, я дура!" (с) ютубная деваха.
Так что, доделка пушек естественным образом отложилась на неопределенное время -- пока не доделаю и не получу чистовой вариант резки. Заодно и пару мелочей поправлю, типа неучета толщины материала (как в журнале, так и у меня).

Занялся прочими деталями. Первыми решил собрать простые вьюшки. В журнале почему-то из крепление сделано нарисованным. Я и в резку его добавил только для того, чтобы придать объем. Собрал. Сравнил:

Изображение

На мой взгляд -- от наличия отдельных стоек узел явно оживает. Даже несмотря на непопадания белого цвета стоек в цвет журнала. В общем, жаль, что такое простое решение отсутствует в журнале.

Соответственно, сделал все оставшиеся вьюшки...
А сейчас вот смотрю на фото, и плачу... :cry:
Ну чего ж я такой косой. Практически ни одной нет вьюшки, на которой бы центральная часть попала бы в центр бокового круга. Кошмар...
Впрочем, в реале не все так страшно, так что покупать второй журнал и переделывать пока не буду.

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
dmalyshkin
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 12 авг 2015, 16:03
Откуда: Omsk, Russia

Re: Гиляк - тема для восстановления

Сообщение dmalyshkin » 12 мар 2017, 00:53

Следующими на очереди оказались прожектора. Вернее -- один прожектор. Вот так он должен выглядеть по задумке автора:
Изображение

Доработок было немного. Во-первых, кронштейн прожектора дополнительно изогнул еще в паре мест. Иначе просто он сам начинал изгибаться, плавно обтекая тело прожектора.

Во-вторых, переднюю стенку сделал квадратной. С горизонтальными полосками, имитирующими шторки. Сделал, естественно, в лазерной резке. Увы, с размером немного переборщил. Примерно на 0.4 мм. Решил пока не ставить, дождаться исправленной резки.

В-третьих, вставил внутрь кусочек фольги. Типа отражатель. Блестит красиво. Стекло и лампу делать не стал -- все равно этого никто и никогда не увидит сквозь узкие шторки.

Изображение
Изображение

Прошу прощения за качество фото, снимал при искуственном освещении. Потому перевел в черно-белый вариант, чтобы странные цвета не смущали зрителей.

Первую тумбу благополучно запорол при склеивании. Хорошо, что многие детали даны тут в двойном количестве. Вырезал из серого варианта, вывернул наизнанку и склеил. На этот раз гораздо удачнее. Однако, попутно мне показалось, что обратная сторона бумаги чуть менее гладкая, чем лицевая.

Ну и, наконец, хорошо видно, что тумба на кружок основания попала практически идеально. Теперь я вполне уверен в том, что тумбы 37-мм и 47-мм пушек не попали на основания, увы, отнюдь не по причине не особенно прямых рук сборщика.
Аватара пользователя
dmalyshkin
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 12 авг 2015, 16:03
Откуда: Omsk, Russia

Re: Гиляк - тема для восстановления

Сообщение dmalyshkin » 12 мар 2017, 00:55

Эпиграф: "Тест всему голова" или "Миллиметры решают всё!"

Прошедшую неделю плотно занимался тестированием различных деталек из лазерной резки. В списке различных замечаний/доделок набралось уже десятка два позиций. :)

Собрал якоря (деталь из резки -- это ухо якоря). Не знаю, насколько копийными получились, но собираются хорошо, выглядят прилично, мне понравились. Единственное, детали 140b не сгибал, а разрезал на две части и клеил по отдельности. Так мне показалось технологичнее.

Изображение

Еще собрал киповые планки. Их микроминиатюрные лапы вызывали у меня трепет, как только я представлял себе процесс их вырезания из оригинального журнала. А из резки все прошло быстро и гладко. Идея делать вырез вокруг детали действительно серьезно облегчает процесс покраски. После чего остается только легким движением ножа отделить деталь и приклеить на место.

Изображение

Паровая машина катера. Просто и симпатично.

Изображение

Дальше пришла пора книц на мачте. Первоначально планировал сразу ставить их на корабль. Но было очень неохота трогать корпус (а мачта, увы, уже жестко закреплена на нем), да и страшно как-то тестировать детали на живом корабле. Так что ум судорожно искал альтернативное решение. И в какой-то из дней меня озарило -- ведь есть же серый вариант! И даже мачту серую я уже собирал. Вот на ней и попробуем! Поскольку это все равно всего лишь тест, то заодно попробовал вырезать и штатные изжурнальные кницы.

Изображение

Изображение

Изображение

Сразу можно обнаружить пару недостатков. Первый из них (тот, который под номером 3, что, как мне кажется, вполне логично) -- это мой косяк. Неучет толщины реза. В резке я линию реза вел точно по линии обводки (и, значит, линия обводки оказалась срезанной). А серую деталь я вырезал по внешнему контуру (так как линия обводки там практически неотличима от цвета самой детали). Вот и набежала разница в пару десятых мм. Занес в список доработок под 21-м номером. Будем устранять.

Кстати! Я так до сих пор и не знаю, как правильно вырезать детали в моделе Гиляка. Раньше я всегда думал, что резать надо посередине линии обводки. А в этой модели доступны аж три варианта:

В серой версии линию обводки практически не видно, так что получается, что рез происходит по границе между серым и белым. Иными словами, обводка остается на детали.
Если верить результатам измерений некоторых деталей, то их посадочные размеры часто совпадают с размерами по центру между линиями обводки. Иными словами -- необходим классический вариант реза по центру линий обводки.
В одном из своих немногочисленных постов автор обронил такую фразу "При срезании боковых черных линий получится как раз[...]". Почему-то я ее воспринял как указание срезать линии обводки.

В общем, есть простор для творчества, к сожалению...

А вот второй косяк с кницами -- авторский. Как всегда -- опять неучет долей миллиметра. Кницы даны четко прямоугольными. А вот мачты (сюрприз, сюрприз!) -- они как бы немного конические. В результате либо кница стремится встать косо (стрелка с номером 1 показывает как раз такой случай), либо образуется щель между кницей и мачтой (стрелка 2).
В резке я попытаюсь это учесть. А вот тем, кто будет делать изжурнальный вариант, придется кницы подгонять по месту. Там примерно на 0.1-0.2 мм надо низ подрезать.

И еще. Поглядел я на тест, почесал некоторые места, и решил, что на своем корабле буду ставить кницы изжурнальные. Они и потоньше выглядят, и красить не надо (а, значит, цветом не будут выделяться), и вырезать их, в общем, не такая уж и проблема.

И немного брюзжания. Приведенный выше пример весьма наглядно показывает, насколько порой заметны ошибки в доли мм. Казалось бы, мелочь, что такого -- 0.1-0.2 мм? А в результате -- лезут весьма заметные щели во всех местах. К сожалению, пренебрежительное отношение автора к подобным мелочам характерно для всей этой модели. Мелочь, а неприятно...

Вот еще один из многочисленных примеров. Вот так, например, соотносятся скоб-трапы и места их крепления:
Изображение

В резке я сделал по размеру мест крепления. Вроде, попал.
Опять же, было бы гораздо лучше, если бы посадочное место было обозначено просто точкой. Тогда оно бы не просвечивало бы вокруг скоб-трапа. Особенно это актуально для тех, кто будет делать эти трапы из круглой проволоки. Черные квадратики вокруг мест крепления отнюдь не украсят модель...

Изображение

На данный момент тестирование лазерной резки считаю законченным. Занимаюсь исправлением замеченных косяков. Попутно изучаю немногочисленные фотографии корабля. Уже нарыл кой чего нового и интересного. Но это, как говорится, уже совсем другая история...
Аватара пользователя
dmalyshkin
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 12 авг 2015, 16:03
Откуда: Omsk, Russia

Re: Гиляк - тема для восстановления

Сообщение dmalyshkin » 12 мар 2017, 01:01

Эпиграф: "Про Мурзилку и прочие Веселые картинки".

Началась эта история просто и незатейливо. Банально пережглись буквы названия корабля в резке. Начал смотреть и думать, что можно исправить. И в какой-то момент взгляд снова зацепился за фото кормы в нашей дорогой Мурзилке -- Морской Коллекции. И тут, как говорится, Штирлица осенило -- а шрифт-то совсем другой! И нафига я старался, выписывал эти черточки, перерисовывая буквы из журнала?

Изображение

В общем, радостно перерисовал все буквы. Заодно обнаружил, что в первом варианте нарисовал их примерно на 0.4 мм меньше по высоте, чем надо. Мелочь ведь, не так ли? Но все равно исправил. Даже загогулины буквы "Я", кажется, удалось все вписать. Впрочем, резак покажет, кто где схалтурил.

Еще одним пунктом доработки было -- попробовать нарисовать хоть немного объема на носовом украшении. В журнале таких мелочей нет, решил тоже сделать по фото. И тут меня ждал следующий сюрприз:

Изображение

Не знаю кому как, но, на мой взгляд, украшение нарисовано только по мотивам того, что было. К сожалению, художник из меня такой, что как раз соответствует началу этой профессии -- т.е. от слова "худо". Но что делать. Начал рисовать. Вот, примерно такое чудо-юдо получилось.

Изображение

Не фонтан, конечно. Но не стоит забывать, что оно всего около 2-х см длиной, мелкие детали видны практически не будут. В любом случае, как мне кажется, оно больше похоже на правду. Впрочем, для поклонников оригинального таланта -- в резке оставлен и исходный вариант, отрисованный точно по журналу.

Долгое разглядывание фотографий не прошло даром. Не только глаза устали и голова заболела, но и нашлось еще немного различий между моделью и оригиналом. Это ни в коем случае не в укор автору -- я и сам прекрасно понимаю, насколько это трудно и муторно выискивать всякие мелочи по фотографиям хреноватого качества. Это я рассказываю для тех, кто захочет собрать кораблик и попытается его сделать чуть-чуть более похожим на оригинал.

Обнаружилось, что в визирной рубке было не 3 смотровых щели, как дано в модели, а четыре. Например, вот тут это видно (красная линия -- это примерное положение ДП):

Изображение

Буду переделывать, благо белый вариант позволяет выкройку перевернуть и прорезать щели там, где я посчитаю нужным.

Еще на корме сразу за надстройкой обнаружилась пара миниатюрных дефлекторов. Буду делать. Еще не решил как, но -- буду. Вероятно, возьму выкройки маленьких дефлекторов от Аскольда (если по размеру подойдут).

Изображение

Следующее место, за которое зацепился взгляд -- в какой-то момент мне показалось, что дефлекторов на утопленнике как-то многовато:

Изображение

Пересчитал. Хм, оказалось пять штук (отмечены красными стрелками). Да еще и палуба надстройки со световым люком (обведено зеленым)... Хм, но я-то точно помню, что в модели было не так -- и дефлекторов всего 4, и световые люки расположены на главной палубе:

Изображение

Что за черт. Неужели такая большая ошибка? Не может быть!
Перепроверил по чертежу -- в модели все точно -- люки на главной палубе, дефлекторов 4 штуки.
Ну ок, остался главный аргумент в подобных спорах -- фото. Пошел шерстить свои запасы. И вот чего нарыл.

В начале постройки световые люки действительно были расположены на главной палубе. И над ними были не дефлекторы, а грибовидные вентиляционные колпаки (обведено зеленым). Все как и в модели. Единственное, можно поспорить о форме тамбура и высоте грибовидного колпака, но это уже совсем уж мелкие мелочи. Кроме того, на этой стадии постройки фальшборт вообще был другой формы (обратите внимание на красную стрелку). И, например, шлюпбалки были расположены ниже.

Изображение

В процессе постройки фальшборт был переделан, поднят до уровня палубы полубака и кормовой надстройки. Это видно, например на фотографии, датированной апрелем 1898 года. И на всех фотографиях, где Гиляк с черным бортом -- там тоже видны (если видны) 4 дефлектора (красными стрелками показаны) и грибовидный колпак (обведен зеленым):

Изображение

Есть фото Гиляка отличного качества во время ремонта в земляном доке Таку. Там все тоже самое (красная стрелка -- это ровный борт и предположительное место, где раньше было понижение):

Изображение

Возникает вопрос -- когда же переделали? К сожалению, ни в МК, ни по фото датировку (даже год) определить не удалось. На 24 февраля 1904 Гиляк уже был с 5-ю дефлекторами. Это факт, фото-факт:

Изображение

Более того, нашел пару фото, где Гиляк еще белый, но дефлекторов уже 5. Например, фото, подписанное как Порт-Артурское:

Изображение

Или вот, фото Апостоли (кто-нибудь знает датировку?):

Изображение

На всех фото красной стрелкой помечены дефлекторы (или новый дефлектор на месте грибовидного колпака), и заленым обведены световые люки.

Таким образом, в конце 1900 года Гиляк был еще, условно говоря, 4х дефлекторным, а к началу 1904-го года -- уже точно стал 5-ти дефлекторным.

Максимум, что удалось обнарудить -- это вот это фото, датированное 1903-м годом, на котором, кажется, еще только 4 дефлектора (по крайней мере -- не видно продолжения палубы кормовой надстройки в нос):

Изображение

Более того, заметил еще одну вещь. Есть два фото ремонта в Таку. На одном виден разобранный планширь, а на втором -- нижняя часть рубки в уровень планширя:

Изображение

На всех фото Гиляка в черной окраске планширь идет по периметру всего мостика. Мое мнение -- рубку построили во время ремонта в доке Таку.

Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно модели.

Если делать белый Гиляк. В таком случае считаем, что это Гиляк до 1903 года (т.е. с 4-мя дефлекторами). И его можно строить как без рубки (до боя в Таку) с полным планширем по периметру мостика, так и с рубкой.
Если делать серый вариант. В этом случае рубку так же можно ставить, а можно и не ставить (вернее, ставить только нижнюю ее часть). А вот палубу кормовой надстройки однозначно надо продолжать в нос, световые люки поднимать и ставить 5-й дефлектор.

Вот такие вот пироги с дефлекторами. Надеюсь, хоть кому-нибудь этот небольшой обзор был полезен.

Ну, и на закуску остались шлюпбалки. Долго думал, стоит или нет давать их в резке. Потом еще раз глянул на фото, сравнил с журналом, и решил -- стоит (на фото ниже они выровнены по размеру журнальх выкроек):

Изображение

Уфф. Таки дорисовал все хотелки, исправления и прочие мелочи. Готов финальный вариант резки. На свежую голову перепроверю все еще раз, и отправлю на изготовление чистового теста.

Изображение
Аватара пользователя
dmalyshkin
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 12 авг 2015, 16:03
Откуда: Omsk, Russia

Re: Гиляк - тема для восстановления

Сообщение dmalyshkin » 12 мар 2017, 01:02

Если честно -- вымотала меня немного эта резка. Практически 50 часов на ее разработку ушло (чистых). С удовольствием вернулся к изготовлению деталей вживую, а не виртуально на компьютере.

Первыми стали вот такие вот коробочки (понятия не имею, что это за палубные звери):

Изображение

Штурвальчик -- лазерная резка. Из травленки он был бы аккуратней...

Кстати! Хотелось бы обратить внимание на один положительный момент. Какое-то время назад модель Варяга критиковали за отсутствие формеров для труб (тут). На модели же Гиляка с формерами дело обстоит совершенно по-другому. Они есть везде! Я пока не нашел мест (кроме обшивки бортов, но о ней разговор особый, да и она уже в прошлом), где стык был бы "в воздухе", или какую-либо объемную деталь без каркаса.
Наличие формеров практически на все случаи жизни -- это явно положительная черта этой модели.

Кстати, формеры есть и у тех коробочек, что приведены выше :)
Правда, я не на всех из них их поставил. Может быть, и зря -- так как это немного даже заметно.

Дальше прошелся по черненьким палубным деталям. Четыре часа работы ножом и кистью -- и несколько спичечных коробков наполнились подкрашенными бумажными обрезками, которые к понедельнику еще не успели стать деталями:

Изображение

Ориентировочная готовность модели -- 40%.
Аватара пользователя
dmalyshkin
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 12 авг 2015, 16:03
Откуда: Omsk, Russia

Re: Гиляк - тема для восстановления

Сообщение dmalyshkin » 12 мар 2017, 01:06

Юрий777 писал(а): Попалась мне фотка Гиляка. На ней вроде 3 щели в визирной рубке просматриваются.
Это я к тому, что на разные периоды их количество тоже менялось.

Спасибо за интересную мысль. Пересмотрел фотографии. Нашел еще одну похожую (кстати, тоже фото Апостоли):

Изображение

Но в итоге с Вашим утверждением не согласен. И вот почему:

- Все фото, где кажется, что щелей 3, сделаны практически точно сбоку. Рассмотреть, что там делается на передней части визирной рубки -- практически невозможно. А мой опыт подсказывает, что глаз в таких случаях -- очень ненадежный советчик.
- Все фотографии, где можно четко рассмотреть щели и линию ДП на визирной рубке, показывают, что щели располагались по 2 штуки в стороны от этой линии (т.е. было 4 щели). Фотографий много (лично у меня -- около десятка), охватывают все периоды службы -- с момента постройки и до самой гибели.
- Пока не могу придумать, зачем вообще могло понадобиться менять туда-сюда количество щелей.
Аватара пользователя
dmalyshkin
 
Сообщения: 234
Зарегистрирован: 12 авг 2015, 16:03
Откуда: Omsk, Russia

Пред.След.

Вернуться в Флот

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 11