Еще перед приклейкой палубы решил озадачиться креплением такелажа.
Во-первых, рымы. На Богатыре я их делал из проволоки 0.2 мм вокруг булавки 0.5 мм. Получалось сносно, но крупновато.
На этот раз решил попробовать поменьше. Нашел проволоку 0.1 мм (этого добра навалом в старых трансформаторах, одного такого на все кораблики хватит):
И оборачивал вокруг проволочки 0.3 мм. Получилось существенно меньше. Проверил -- натяжение такелажа держит. Так что такие и буду делать:
А вот с точками крепления вышел затык. По поводу такелажа в инструкции написано просто и незамысловато: "Такелаж данного корабля относительно прост и его изображение на схеме 7 представляется достаточным".
Смотрим на схему 7.
В принципе, да, такелаж прост. Но непонятки все же есть. Во-первых, места крепления штагов стеньги никак не отмечены на марсе. А из представленной схему не совсем понятно, как это три штага (1,2,3 на рисунке) располагаются. Такое ощущение, что пара идет на борта (возможно чуть вперед относительно стеньги) и третий -- по центру назад. Но -- не уверен.
Во-вторых, есть еще совершенно неясная нить 4, которая идет из откуда-то со стороны крана куда-то в сторону за трубу.
В-третьих, что за странных изгиб нити 5 под портом орудия? И связана ли с ней нить 6?
И, кстати, идея рисовать тени не очень удачна. Эти теневые линии больше путаются перед глазами, чем помогают понять, что и откуда... Да и вообще, таки лучше такелаж рисовать другим цветом (или выделять как-то). А то я, честно признаюсь, долго не мог заметить линии 6 (думал, что это граница частей борта), и недоумевал, откуда там линия тени чуть ниже.
В общем, чтобы понять, как оно было на самом деле, схемы из журнала мне не хватило. Полез искать первоисточник -- схемы и фотографии. Нашел штук 25 (большинство -- из Морской Коллекции). И, в общем-то, все вопросы (кроме нити 4) благополучно разрешились.
Правда, появились новые. Дело в том, что часть фотографий показывают примерно такой такелаж, как на модели. А другие фотографии -- гораздо более обильный в части количества нитей идущих на бак. Кстати, одна из таких фотографий опубликована и в журнале с моделью:
Видимо, в боевых условиях часть снастей убирали (или даже вообще сняли насовсем). Дело в том, что фотографии с "полным" такелажом относятся к начальному периоду службы корабля (викторианская окраска). На фотографиях 1900 года и более поздних Гиляк уже без этого такелажа.
Теперь раздумываю, делать ли такелаж минимальный, как дан в модели (раз уж делаю в белой окраске, т.е. как раз на период с 1900 года). Или пытаться расширить по тем скудным фото, что есть, предполагая, что некоторое время лодка ходила белой и с полным такелажом. Хотя никакого подтверждения этого нет.
Решение надо принимать сейчас, до приклейки бортов, чтобы закрепить рымы в соответствующих местах палубы.
Ну, и еще надо разобраться с такелажем крана. В журнале на него есть отдельная схема:
Честно говоря, по ней вопросов больше, чем ответов...
Ясно видно 6 нитей (пронумерованы).
Из них четко понятно, откуда и куда идет нить, только для шестой нити.
На верхние блоки крана вообще приходит 5 нитей -- 1,2,4,5,6. Таким образом, очевидно, одна там где-то и закрепляется, но как эти нити охватывают блоки и взаимодействуют друг с другом -- остается только гадать.
Нити 1,2,3 уходят куда-то вниз. 1-я, видимо, на вьюшку, но так ли это? А куда идут 2 и 3? В том районе на палубе, вроде, ничего нет. И это одна нить (идущая туда и обратно через блок на палубе) или две? Которая из нитей, 4 или 5, переходит в 6-ю и идет на блоки крюка? Куда идет дальний конец 5-ой нити?
Вопросы-вопросы...
Александр Олегович, не могли бы Вы указать разводку такелажа для крана более подробно? Спасибо.