Эпиграф: "Про Мурзилку и прочие Веселые картинки".
Началась эта история просто и незатейливо. Банально пережглись буквы названия корабля в резке. Начал смотреть и думать, что можно исправить. И в какой-то момент взгляд снова зацепился за фото кормы в нашей дорогой Мурзилке -- Морской Коллекции. И тут, как говорится, Штирлица осенило -- а шрифт-то совсем другой! И нафига я старался, выписывал эти черточки, перерисовывая буквы из журнала?
В общем, радостно перерисовал все буквы. Заодно обнаружил, что в первом варианте нарисовал их примерно на 0.4 мм меньше по высоте, чем надо. Мелочь ведь, не так ли? Но все равно исправил. Даже загогулины буквы "Я", кажется, удалось все вписать. Впрочем, резак покажет, кто где схалтурил.
Еще одним пунктом доработки было -- попробовать нарисовать хоть немного объема на носовом украшении. В журнале таких мелочей нет, решил тоже сделать по фото. И тут меня ждал следующий сюрприз:
Не знаю кому как, но, на мой взгляд, украшение нарисовано только по мотивам того, что было. К сожалению, художник из меня такой, что как раз соответствует началу этой профессии -- т.е. от слова "худо". Но что делать. Начал рисовать. Вот, примерно такое чудо-юдо получилось.
Не фонтан, конечно. Но не стоит забывать, что оно всего около 2-х см длиной, мелкие детали видны практически не будут. В любом случае, как мне кажется, оно больше похоже на правду. Впрочем, для поклонников оригинального таланта -- в резке оставлен и исходный вариант, отрисованный точно по журналу.
Долгое разглядывание фотографий не прошло даром. Не только глаза устали и голова заболела, но и нашлось еще немного различий между моделью и оригиналом. Это ни в коем случае не в укор автору -- я и сам прекрасно понимаю, насколько это трудно и муторно выискивать всякие мелочи по фотографиям хреноватого качества. Это я рассказываю для тех, кто захочет собрать кораблик и попытается его сделать чуть-чуть более похожим на оригинал.
Обнаружилось, что в визирной рубке было не 3 смотровых щели, как дано в модели, а четыре. Например, вот тут это видно (красная линия -- это примерное положение ДП):
Буду переделывать, благо белый вариант позволяет выкройку перевернуть и прорезать щели там, где я посчитаю нужным.
Еще на корме сразу за надстройкой обнаружилась пара миниатюрных дефлекторов. Буду делать. Еще не решил как, но -- буду. Вероятно, возьму выкройки маленьких дефлекторов от Аскольда (если по размеру подойдут).
Следующее место, за которое зацепился взгляд -- в какой-то момент мне показалось, что дефлекторов на утопленнике как-то многовато:
Пересчитал. Хм, оказалось пять штук (отмечены красными стрелками). Да еще и палуба надстройки со световым люком (обведено зеленым)... Хм, но я-то точно помню, что в модели было не так -- и дефлекторов всего 4, и световые люки расположены на главной палубе:
Что за черт. Неужели такая большая ошибка? Не может быть!
Перепроверил по чертежу -- в модели все точно -- люки на главной палубе, дефлекторов 4 штуки.
Ну ок, остался главный аргумент в подобных спорах -- фото. Пошел шерстить свои запасы. И вот чего нарыл.
В начале постройки световые люки действительно были расположены на главной палубе. И над ними были не дефлекторы, а грибовидные вентиляционные колпаки (обведено зеленым). Все как и в модели. Единственное, можно поспорить о форме тамбура и высоте грибовидного колпака, но это уже совсем уж мелкие мелочи. Кроме того, на этой стадии постройки фальшборт вообще был другой формы (обратите внимание на красную стрелку). И, например, шлюпбалки были расположены ниже.
В процессе постройки фальшборт был переделан, поднят до уровня палубы полубака и кормовой надстройки. Это видно, например на фотографии, датированной апрелем 1898 года. И на всех фотографиях, где Гиляк с черным бортом -- там тоже видны (если видны) 4 дефлектора (красными стрелками показаны) и грибовидный колпак (обведен зеленым):
Есть фото Гиляка отличного качества во время ремонта в земляном доке Таку. Там все тоже самое (красная стрелка -- это ровный борт и предположительное место, где раньше было понижение):
Возникает вопрос -- когда же переделали? К сожалению, ни в МК, ни по фото датировку (даже год) определить не удалось. На 24 февраля 1904 Гиляк уже был с 5-ю дефлекторами. Это факт, фото-факт:
Более того, нашел пару фото, где Гиляк еще белый, но дефлекторов уже 5. Например, фото, подписанное как Порт-Артурское:
Или вот, фото Апостоли (кто-нибудь знает датировку?):
На всех фото красной стрелкой помечены дефлекторы (или новый дефлектор на месте грибовидного колпака), и заленым обведены световые люки.
Таким образом, в конце 1900 года Гиляк был еще, условно говоря, 4х дефлекторным, а к началу 1904-го года -- уже точно стал 5-ти дефлекторным.
Максимум, что удалось обнарудить -- это вот это фото, датированное 1903-м годом, на котором, кажется, еще только 4 дефлектора (по крайней мере -- не видно продолжения палубы кормовой надстройки в нос):
Более того, заметил еще одну вещь. Есть два фото ремонта в Таку. На одном виден разобранный планширь, а на втором -- нижняя часть рубки в уровень планширя:
На всех фото Гиляка в черной окраске планширь идет по периметру всего мостика. Мое мнение -- рубку построили во время ремонта в доке Таку.
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно модели.
Если делать белый Гиляк. В таком случае считаем, что это Гиляк до 1903 года (т.е. с 4-мя дефлекторами). И его можно строить как без рубки (до боя в Таку) с полным планширем по периметру мостика, так и с рубкой.
Если делать серый вариант. В этом случае рубку так же можно ставить, а можно и не ставить (вернее, ставить только нижнюю ее часть). А вот палубу кормовой надстройки однозначно надо продолжать в нос, световые люки поднимать и ставить 5-й дефлектор.
Вот такие вот пироги с дефлекторами. Надеюсь, хоть кому-нибудь этот небольшой обзор был полезен.
Ну, и на закуску остались шлюпбалки. Долго думал, стоит или нет давать их в резке. Потом еще раз глянул на фото, сравнил с журналом, и решил -- стоит (на фото ниже они выровнены по размеру журнальх выкроек):
Уфф. Таки дорисовал все хотелки, исправления и прочие мелочи. Готов финальный вариант резки. На свежую голову перепроверю все еще раз, и отправлю на изготовление чистового теста.