Постановлением СНК СССР за N 400 от 5 января 1938 года было решено построить в СССР две торпедо-пристрелочных станции (ТПС),причём «Северную точку» разместить в районе Онежского озера.
Именно здесь в 1938 г. на южной окраине г. Петрозаводска, на берегу Онежского озера, началось строительство завода, а 2 июня 1939 г. было образовано самостоятельное машиностроительное предприятие «Северная точка».
В 1941 году при приближении фронта оборудование было демонтировано, предприятие эвакуировано, а сооружения и здания взорваны.
Восстановление завода началось в августе 1944 года после освобождения Петрозаводска. А в 1945 году был окончательно определен профиль предприятия - судостроение и тогда же, 14 сентября 1945 г. постановлением правительства СССР предприятию было присвоено новое наименование – «Судостроительный завод № 789 НКСП СССР» который и стал в дальнейшем судостроительный заводом “Авангард”.
В 1945 году был определен и тип судов, которые должны были строится на заводе - упор был сделан на восполнение потрепанного войной и временем рыболовного флота.
В январе был утвержден проект малого рыболовного бота за №365. Осенью 1946 г. завод приступил к изготовлению первых деталей и узлов для первого судна. Конструкция корпуса судна получилась необычная – композитная, вместо традиционных для промыслового деревянного судостроения конструкций корпуса с набором из кокорных сосновых стволов, была разработана конструкция со стальными сварными секциями набора и деревянной обшивкой корпуса и палубы. Кроме того, впервые в судовых конструкциях нашли широкое применение конструкции клееные с помощью специального клея на основе смолы. К началу 1947 г. корпус первого мотобота был полностью собран, весной начался монтаж механизмов, изготовление надстроек, мачт, обустройство помещений. 28 июля 1947 г. первый мотобот, получивший имя «Альбатрос», был торжественно спущен на воду в присутствии всего коллектива завода – чуть более 400 человек. В этом же году было заложено еще 8 судов. В мае 1948 г., прошедший цикл испытаний, «Альбатрос» ушел в Белое море.
В 1948 г. постройка серии мотоботов проекта 365 была завершена. Всего было построено 39 единиц. По результатам постройки и испытаний головного судна были внесены предложения по расширению его рыбопромысловых функций и откорректирована техническая документация. В следующем году началась постройка мотоботов по откорректированному проекту 365-бис, на обновленном судне можно было осуществлять и траловый лов рыбы, была увеличена мощность двигателя. Мотоботы этой серии продолжали сходить со стапелей завода вплоть до 1954 г., всего было построено 313 единиц.
Судно получилось достаточно удачным по ряду параметров. В частности, обводы бота обеспечивали ему хорошие мореходные качества.
Основные характеристики были следующие:
Ширина корпуса - 5,55 метров
Длина - 21,3 метра
Высота борта - 2,85м
Наибольшая осадка - 2,57м
Водоизмещение - 92 т.
Двигатель - дизель, мощностью 150 л.с.
Дальность плавания - 1000 миль
Мореходность - 10 баллов
Скорость - 8,5 узлов
Парусность - 97 м
Экипаж - 12 человек
Бот активно эксплуатировался на севере как дрифтер-сейнер и как малый траулер, при этом, для повышения остойчивости кормовая площадка удалялась.
Промысловое оборудование состояло из промысловой площадки площадью 14м и траловой лебедки с тяговым усилием 2-2,5 тон.
Бот хорошо управлялся и держался на курсе. Из недостатков, выявленных в процессе эксплуатации можно отметить малую рабочую поверхность палубы, недостаточный обзор кормовой площадки, отсутствие у лебедки заднего хода.
Проект был настолько удачным, что часть судов проекта 365 и 365 бис была переоборудована в пограничные мотоботы и лоцмейстерские суда, вооруженные двумя ДШК.
Собственно, фотографий проекта 365 особо в сети не нашлось, как и в различных справочниках, найти можно в основном фотографии проекта 365 бис, а это уже немного другая история.
Есть не очень хорошего качества фотография модели, находящейся в музеи истории и трудовой славы завода «Авангард»
Ну а дальше, собственно картинки того, что будет в дальнейшем воплощено в одном из журналов.
Масштаб - опять же традиционный для мелкого флота - 1:100