Выход флота в океан потребовал значительного улучшения его гидрографического обеспечения в новых для него районах. Это привело к строительству значительного количества гидрографических судов различных размерений и проектов. Один из таких проектов - пр.861. Суда этого проекта строились для ВМФ СССР в Польше на Северной верфи в г.Гданьске с 1967 по 1973 год, всего же по пр.861 было построено 20 судов. Наблюдающий от флота – капитан 2-го ранга В. В. Соколов.
Суда данного проекта при водоизмещении около 1600 тонн обладали неограниченной мореходностью. Двигательная установка из двух дизелей Згода Зульцер и двух винтов регулируемого шага диаметром 2,8 метра обеспечивает скорость полного хода 17,3 узла, дальность плавания составляет 8900 миль при скорости экономического хода 11 узлов. Радиотехнические средства представлены двумя РЛС "Дон" и радиопеленгатором АРП-50Р. Крановое оборудование - кран AN718 грузоподъемностью в 7 тонн и одна кранбалка на 150 кг. Автономность судна составляла 35 суток.
В дальнейшем ряд судов прошло модернизацию по проекту
861М.Модернизация проходила в Гданьске, Польша. По классификации НАТО корабли получили кодовое обозначение Moma Class.
Всего по данному проекту в период 1968-73 гг. было модернизировано 9 единиц: Архипелаг в 1968, Вега в 1975, Ильмень в 1972, Кильдин в 1970, Находка в 1970, Пелорус в 1969, Селигер в 1971, Экватор в 1976, Юпитер.
Ряд кораблей в дальнейшем прошла модернизацию по проекту 861М2: Архипелаг в Росляково, Вега, Ильмень, Находка в 1986-87 в Росляково, Пелорус, Селигер, Юпитер – на СРЗ №82. Модернизация без проекта была осуществлена на 3 единицах: Лиман в 1989, Океан в 1989, Рыбачий в 1989. В 1992 были переклассифицированы в средние разведывательные корабли.
Тактико-технические характеристики кораблей проекта 861М были следующие:
Водоизмещение, т— стандартное: 1080
— полное: 1560
Размеры, м:— длина: 73.32
— ширина: 10.80
— осадка: 3.90
Скорость полного хода, уз: 17.3
Дальность плавания, миль: 9700 (11 уз.), 4750 миль (17.3 уз.)
Автономность, сут: 35
Силовая установка: 2×1800 л.с., дизели «Згода-Зульцер» 6ТD-48, 3×ДГ 5ВАН22 (259 кВт), 1×ДГ S324М (52 кВт)
РТВ: ПЗРК «Стрела»/«Игла» (16 ЗУР), 2 НРЛС «Дон», радиопеленгатор АРП-50Р, ОГАС МГ-329 «Шексна», ГАС звукоподводной связи МГ-13, ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста», аппаратура РР и РТР «Виток-АК», МРР-1-7, «Вахта-М,10,12», «Визит-М», «Ротор-Н», «Узел», «Кайра».
Экипаж, чел: 73+11
ССВ-506 НАХОДКА был построен в Польской Народной республике в г. Гданьске на верфи «Сточна Пулночна» по проекту 861 (гидрографическое судно). Военно-морской флаг СССР был поднят 11 октября 1970 года.
Вся служба этого корабля, первоначально обозначавшегося как ГИСУ «Находка», прошла на Краснознаменном Северном флоте в составе базировавшейся в губе Горячинской Кольского залива 159-й бригады разведывательных кораблей.
В 1979 году в соответствии с директивой ГШ ВМФ корабль вместо звучного имени, перекочевавшего с борта в специальные документы, получил бортовой номер «ССВ-506» и открытое наименование «судно связи». В 1986-1987 годах, последним среди четырех однотипных кораблей соединения, «ССВ-506» на 82-м заводе в поселке Росляково Мурманской области «ССВ-506» прошел модернизацию по проекту 861 М2, в ходе которой лишился установленного на верхней палубе «гидрографического» крана и получил новую фок-мачту, измененную грот-мачту и характерную надстройку с большим количеством боевых постов, получившую среди моряков-горячинцев шутливое прозвище «трамвай».
За время службы в соединении «ССВ-506» совершил немало боевых служб у восточного побережья США и в Северо-Восточной Атлантике, одна из которых продолжалась 186 суток. В декабре 1983 года, выполняя очередную боевую службу у берегов США, корабль и его экипаж приняли самое активное участие в обеспечении аварийной АПЛ СФ «К-324», которая потеряла ход, намотав на винт буксируемую протяжную антенну системы «ТАСС» фрегата ВМС США «Бронштейн».
В 1993-1994 годах корабль прошел ремонт в Польше на верфи «Наута», по окончании которого выполнил еще три боевых службы в Северо-Восточной Атлантике и в 1996 году заслуженно завоевал переходящий Приз Главнокомандующего ВМФ по специальной деятельности и был объявлен лучшим кораблем ВМФ по своему виду подготовки.
1 мая 1998 года, несмотря свою на полную исправность и готовность к выходу в море, последним из кораблей своего проекта на Северном флоте, согласно директиве ГШ ВМФ «ССВ-506» был исключен из состава флота и спустил флаг, а вместе с ним и прекратила существование 159-я бригада, сократившаяся до отдельного дивизиона.