Уже давно этот самолет лежит у меня в рабочем портфеле. Выношу его на конкурс, как стимул закончить эту работу.
Коротко о самолете. Curtiss O-52, разработанный в 1939 году, был последним «тяжелым» наблюдательным самолетом, разработанным для ВВС США. Концепция двухместного наблюдательного самолета, классифицированного как самолет серии «О», датированного Первой мировой войной, и в 1940 году, воздушный корпус армии заказал 203 Кертиса О-52 для выполнения обязанностей по наблюдению.В ноябре 1942 года СССР заказал 30 O-52 сов в рамках программы ленд-лиза . Двадцать шесть были отправлены, и только 19 из них были доставлены, поскольку число было потеряно на Северном Арктическом пути. [1] Из них только десять были приняты на вооружение. Они использовались оперативно для корректировки артеллерийского огня и общих фотографических и наблюдательных платформ в северных и центральных районах на Советско-Германском фронте весной-летом 1943 года. Два из О-52 был сбит Люфтваффе . Самолеты, как правило, не нравились советским летчикам, хотя некоторые из них все еще летали в 1950-х годах. За прототип принят самолет П.К. Жилинского. Родился в 1921 году в городе Тюмени. Поляк. Окончил военную авиационную школу пилотов.
Участник Великой Отечественной войны с марта 1942 года. Командир 12-й отдельной корректировочной эскадрильи (Ленинградский фронт) комсомолец младший лейтенант Жилинский П.К. 29 марта 1942 года во главе звена O-52 "Оул" совершал перелёт из города Иваново на фронт. На подходе к аэродрому Плеханово (Ленинградская область) звено было атаковано 5 истребителями противника Me-109. Спасая своих товарищей, Жилинский пошёл на таран. Оба самолёта рухнули на землю. Жилинский погиб. Лётчика-наблюдателя младшего лейтенанта Новорожкина С.И. при ударе выбросило из кабины самолёта, но он сумел раскрыть парашют и отделался ушибами. Немецкий лётчик приземлился на парашюте и был взят в плен.
Младший лейтенант Жилинский П.К. посмертно награждён орденом Красного Знамени.